Лев Иванович Гончаров
ЧТО ЭТО БЫЛО?
XIX Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, прошедший в Сочи, стал одним из самых загадочных событий.
Как известно, возникновение фестивального движения отразило желание молодежи объединиться в защиту своих социальных и политических прав в послевоенный период. Вопрос консолидации был впервые обсуждён на Всемирной конференции молодежи в Лондоне в 1945 году. Здесь же – таким великим был авторитет СССР в мире! – было заявлено о создании Всемирной федерации демократической молодежи (ВФДМ) – комсомольского интернационала, объединившего молодежные организации левого толка со всего мира. На сегодняшний день ВФДМ объединяет молодых людей из 80 организаций в 65 странах мира и имеет консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН. Основными задачами ВФДМ являются борьба за мир, демократию, национальную независимость, защиту политических, социальных и экономических прав молодёжи.
ВФДМ стала и инициатором первого фестиваля, который прошел в Праге в 1947 году. И главной песней Всемирного фестиваля молодежи и студентов с тех пор стал "Гимн демократической молодежи мира", созданный советскими композитором Анатолием Новиковым и поэтом Львом Ошаниным.
Советский Союз поддерживал этот форум, пропагандирующий социалистические идеи в самых разных странах мира. И далее фестиваль проходил в таких соцстранах, как Венгрия, ГДР, Румыния, Польша … Под лозунгами "За мир и дружбу", "За мир и дружбу и мирное сосуществование", не противоречащими советской мирной политике, проходил фестиваль также в Австрии и Финляндии.
Лишь после распада СССР и "социалистического лагеря" регулярность в проведении фестивалей была нарушена. Но Куба затем смогла взять на себя роль форпоста левого молодежного движения. По инициативе ВФДМ, при поддержке кубинского правительства и лично Фиделя Кастро фестивальное движение было возрождено, и в 1997 году состоялся XIV фестиваль в Гаване. Далее фестивали прошли в странах, бывших когда-то колониями – в Алжире, («Глобализуем борьбу за мир, солидарность, развитие, против империализма»), в Каракасе («За мир и солидарность, мы боремся против империализма и войны», в Претории («За победу над империализмом, за мир во всем мире, солидарность и социальные изменения»), в Кито («Молодёжь объединилась против империализма, за мир во всём мире, солидарность и социальные перемены»).
А в октябре 2017 XIX Всемирный фестиваль молодёжи и студентов прошел в Сочи, и опять-таки, с лозунгом «За мир, солидарность и социальную справедливость, мы боремся против империализма — уважая наше прошлое, мы строим наше будущее».
Что значит социальная справедливость для нашего президента, на фестивале выступившего, если это СССР вынудил наиболее развитые капиталистические страны соревноваться с ним в уровне социальной защиты граждан, а нынешняя история России, это история сворачивания и бесплатного образования, и бесплатной медицины, и права на жилье, и права на рабочие места, и права на безбедную старость…
Уж если Всемирная федерация демократической молодежи с чем-то сегодня борется, так это с таким отношением власти к базовым правам человека, какое утвердилось сегодня в России…
Может быть, Путин пойдет на очередные выборы уже не как либеральный социал-дарвинист, а как социалист европейского образца.
Или это всего лишь очередной сеанс обезбаливающего гипноза для большей половины наших граждан, живущих на нищие пенсии и зарплаты?
В таком случае, лучше бы эти деньги были потрачены не на фестиваль, а на самую нищую категорию граждан.
…А когда летом 1957 года в Москве состоялся VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, я жил в г. Кунцево (тогда Кунцево еще не входило в состав Москвы). Мне было 14 лет, и, чтобы не пропустить самое интересное, на время фестиваля я поселился у своих родственников на Красной Пресне. Помню, в Доме культуры им. Ленина, принадлежащего тогда Трёхгорной ткацкой фабрике, я посетил концерт югославского эстрадного концерта (сейчас здание этого Дома культуры практически разрушено и, как говорят, принадлежит Олегу Табакову). По всей Москве, особенно по улице Горького (сейчас это улица Тверская) и в других местах, я слушал выступления молодых представителей самых разных стран. И для нас, москвичей, не было никаких ограничений, наша молодежь гуляла по Москве круглые сутки.
Много народу было привлечено в качестве волонтеров для помощи организаторам фестивальных мероприятий. Одним из таких людей был командир Красной Армии во время войны, а затем сотрудник Министерства сельского хозяйства Виктор Васильевич Меркулов, дед поэта Сергея Львовича Гончарова. По окончании фестиваля «Советский комитет фестиваля» поблагодарил его за активное участие в подготовке и проведении «VI Всемирного Фестиваля».
Сейчас принято утверждать в СМИ о том, что тот фестиваль зародил в нашей молодежи зависть ко всему заграничному и, как результат, первые зачатки инакомыслия. Я так не думаю. Что касается причин для борьбы с собственным государством и сотрудничества с вражескими "голосами", то, как говорится, свинья грязь всегда и везде найдет. А я, как и все, включая моих ровесников, москвичи, воспринимали отличие иностранцев от нас лишь как экзотику. Мы, помнящие разрушительную войну и видящие, как страна стремительно встает из руин, могли лишь гордиться своей принадлежностью к великой державе.
К списку рассказов...